Анкета для работодателя

Шведские профессора правильно выделили один из важных современных трендов: постепенно снижается уровень государственного регулирования банковской отрасли, а также – таких отраслей, как телекоммуникации, авиаперевозки, энергетика и так далее. Дерегулируются технологии и мораль. Каждый из нас может перешагнуть любую границу – вплоть до перемены пола. В конечном итоге мы дерегулируем саму жизнь – нашу и наших детей. Люди нового поколения свободно выбирают, где жить, чем заниматься, кем работать, что изучать и какими быть.

Как следствие, организации внезапно стали – с точки зрения индивидуума – легко заменяемы и недолговечны. Люди стали выбирать для себя компании, «нанимать» их. Вплоть до наступления последнего кризиса масштаб явления стал столь значительным, что на рынке труда доминировали продавцы труда: люди начали позволять себе неторопливо подыскивать подходящего начальника или комфортную атмосферу в коллективе.

И хотя сегодня вопрос снова стоит так: «Зачем нанимать?», – не за горами времена, когда вновь работодатель не только от талантов, но и от соискателя на обычную должность будет выслушивать вопрос: «А зачем мне у вас работать?»

Но в какие бы времена мы ни жили, обсуждать с работодателем надо реальную «среду обитания», в которую кандидату предстоит войти, а не только компенсационный пакет.

Мне кажется, лучше всего задавать вопросы, указывающие на ваш интерес к тому, какие перед вами будут ставиться задачи, каковы критерии оценки их выполнения, насколько это будет развивающая и интересная работа, кому вы будете подчиняться, кто вам. Какие именно вопросы следует задавать – это необходимо смотреть по ситуации. Возможно, вам будет достаточно всего пяти-семи вопросов, возможно, список на несколько листов. Но чем полнее будет картина, тем лучше для обеих сторон.

С выбором вопросов поможет следующая «Анкета». Обратите внимание на выделенные вопросы, которые являются в некотором смысле якорями разделов.

Комментарии к вопросам, необходимые для правильной оценки ответа работодателя, даны курсивом.

«Уважаемый работодатель!

Увидев Вашу вакансию, я понял, что она может меня заинтересовать. Однако прежде чем я приму окончательное решение, прошу Вас ответить на вопросы в следующей анкете. Прошу Вас внимательно отнестись к ее заполнению: точное и аккуратное заполнение сэкономит и Ваше, и мое время.

Анкета

Предоставляемая Вами информация рассматривается как конфиденциальная и не передаётся третьим лицам без Вашего согласия.

Заполнение анкеты не гарантирует Вам моего трудоустройства, решение по поводу Вашей вакансии будет принято на основании интегральной оценки Ваших бизнес-качеств, престижности, опыта, а также зависит от наличия конкурентных Вашей компании компаний-кандидатов, претендующих на меня в качестве Сотрудника. Я обязательно свяжусь с Вами, если увижу в Вас потенциального работодателя и при условии незанятости к тому моменту.

Общие сведения

· Название компании:

· Адрес офиса:

· Список брэндов (торговых марок):

Сколько лет компания активно действует на рынке?

Средний срок существования компании, вне зависимости от страны – двенадцать с половиной лет. Такой уровень «смертности», согласно Анри де Гиусу («Живая компания»), связан с тем, что менеджеры фокусируются на показателях прибыльности, а не на человеческом факторе, который и позволяет существовать компании. Дж. Коллинз обнаружил, что в среднем у великих компаний уходило четыре года, чтобы выработать собственную «концепцию ежа», которые знают что-то важное и придерживаются этого.

Акционеры и руководство

· Список собственников и участников в распределении прибыли (партнеров), особо выделить собственников из государственных (в том числе – силовых) и криминальных структур. Приложить выписку из ЕГРЮЛ.

· Список предыдущих владельцев и причина перехода собственности.

· Какова степень личного участия акционеров в бизнесе?

· Какие основные долгосрочные цели собственников и инвесторов в отношении компании? Приведите примеры, доказывающие развитие руководством среды, способствующей инновациям.

Долгосрочные цели и стратегия компании

· В чем заключаются миссия и видение компании, какое у нее будущее?

· Вдохновляют ли Вас они? Какое будущее ожидает Вас, если Вы решите работать с этой компанией?

· Какую рыночную позицию желает иметь компания?

· Было бы интересно узнать, как компания позиционирует себя и почему? Что она может сделать для того, чтобы Сотрудник почувствовал себя особенным?

· В чем ваши конкурентные преимущества перед другими игроками на рынке?

Какие КФУ вашего бизнеса?

Отрасли действуют в рамках, очерченных экономическими моделями, явными ожиданиями клиентов и конкурентными структурами, о которых все знают и которые не могут быстро измениться. В каждой отрасли существует не более шести КФУ, которые определяют финансовые результаты. И изменить этот набор очень сложно. Выполнить задачу лучше всех гораздо важнее, чем придумать новое видение будущего.

Приведите и проранжируйте наиболее важные показатели компании.

Кто занимается разработкой стратегии компании?

Профессор бизнес-школы «INSEAD» Манфред Кетс де Врис вспоминает свой диалог с главой компании «ЮКОС» Михаилом Ходорковским: «Я спросил его: «Как много людей работают на вас?». «100 тысяч человек», – ответил Ходорковский. «Замечательно, а чего вы планируете достичь?» – поинтересовался я. «Я хочу, чтобы моя компания стала такой, как BP», – гордо произнес Ходорковский. «Отлично, а сколько человек в вашей компании будут думать?» «Не больше 100 человек». «Ну, это же глупо! Вам хочется работать там, где руководители любят мертвые умы, которые не работают, а только исполняют приказы».

Сказанное можно резюмировать словами Стива Джобса, а также следует прислушаться к его совету: «Не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать, что им делать. Мы нанимаем толковых людей, чтобы они говорили, что делать нам».

Ключевые ресурсы и способности

· Что Вы делаете лучше остальных? То, что Вы делаете, – Вы делаете лучше всех в мире?

· Какие компетенции в компании считаются ключевыми? Сколько Сотрудников компании являются носителями ключевой компетенции?

В чем компания считает себя экспертом?

AT&T считает себя лучшей в области обработки электронных трансакций, 3М – специалист в области клейких материалов…

Что дает ваша деятельность клиентам и кто эти клиенты?

Станут ли Вы и Ваши друзья больше ценить Вас за то, что Вы будете делать?

Финансовые показатели

Существуют ли задолженности Вашей компании перед внешними субъектами (в том числе государственными и криминальными)?

С какой регулярностью руководители обсуждают с Сотрудниками финансовые результаты деятельности компании: подробности бюджетов, финансовых коэффициентов, движения денежных средств…?

Подобные собрания позволяют обучать Сотрудников мыслить с позиции деловых людей. Они могут, как под микроскопом, увидеть, какие подразделения работают наиболее эффективно, какие клиенты испытывают проблемы, куда и кем расходуется прибыль и т.п. Тот, кто делает тайну из своих финансовых показателей, как правило, ведет нечестную игру со своими Сотрудниками.

Культура компании

· Какие идеи отстаивает ваша компания? Какие ценности она проповедует? Какой цели служит?

Сочетаются ли ценности компании с Вашими?

· Какие корпоративные мифы вы можете привести?

За что поощряют в Вашей компании? За что наказывают?

· Руководство поощряет окружающих открыто высказывать свою точку зрения, даже противоположную? Искренне интересуется проблемами других? Приведите примеры с конкретными людьми и приложите контактные данные для связи с ними.

· Какие корпоративные мероприятия и как часто предусмотрены в компании? Обязательно ли участие Сотрудников в корпоративных мероприятиях? Если нет, какие последствия неучастия в корпоративных мероприятиях могут быть у Сотрудников?

· Где можно посмотреть презентационные ролики или слайд-шоу о Вашей компании?

· Применяет ли Ваша компания взятки и откаты при повседневных операциях?

Сведения о кадровой политике

· По каким причинам высококвалифицированные специалисты могли бы захотеть у вас работать?

Зарплата, бонусы, акции не в счет. Невозможно стимулировать лучших специалистов деньгами. Деньги – только способ оплаты счетов. Для лучших людей в любой сфере мотивацией является страсть.

· Что такого в идеях, которые отстаивает ваша компания, в ее позиции на рынке, способах взаимодействия Сотрудников с клиентами или друг с другом, что притягивало бы лучших в отрасли людей?

· Какова гендерная политика Вашей компании? Каковы проценты Сотрудников различных национальностей в компании? Были ли зафиксированы случаи дискриминации в компании?

· Какова политика компании в отношении возраста соискателей и ограничения по возрасту в карьерной перспективе Сотрудников?

· Работают ли в вашей компании люди, связанные родственными отношениями, и на каких должностях?

· Работают ли в вашей компании люди, связанные с сектами или МЛМ (малоизвестные религии, тоталитарные культы, сайентологи) и в каких должностях?

· Применяется ли у вас полиграф (детектор лжи) при любой процедуре (в том числе для тестирования кандидатов)?

· Как часто в компании проводится анализ удовлетворенности Сотрудников различными аспектами деятельности?

Невозможно иметь довольных и счастливых клиентов, если в вашей организации полно недовольных и неудовлетворенных Сотрудников.

· Каков процент текучести кадров в Вашей компании по:

– линейному персоналу?

– линейному менеджменту?

– топ-менеджменту?

· Как позиция вашей компании на рынке талантов подкрепляет ее позицию на товарном рынке?

Помните! Идеи рождаются не у компаний, а у людей. Самый простой способ наполнить компанию хорошими идеями – наполнить ее умными людьми.

· Подвергались ли судебному, криминальному и другому преследованию настоящие и бывшие Сотрудники Вашей компании, где истцом выступала компания? По какой причине? Приведите их контакты.

· Какие карьерные перспективы есть у Сотрудника, занявшего вакансию, на которую я претендую? Каков средний временной цикл перехода на следующую карьерную ступень?

Системы стимулирования

· Приведите точную информацию о размере вознаграждения моей вакансии или точное описание схемы компенсации в случае сдельной схемы, с указанием частей, выдаваемых наличностью, на кредитную карточку и подвергнутых официальному налогообложению.

· Приведите, пожалуйста, схему вознаграждений (бонусов) на всех уровнях управления.

· Приведите полный список применяемых в компании штрафов и взысканий.

· Предоставляется ли Вашей компанией содействие при кредитовании жилья, автомобиля, других целей? Если «да», то на каких условиях.

Дополнительные сведения

Обеспечивает ли компания Сотрудников:

· Мобильной связью?

· Страховкой: медицинской (что включено), жизни (суммы и условия), автомобиля?

· Служебным автомобилем?

· Какой класс гостиниц при командировках, размер суточных, класс при перелетах?

· Каким образом оплачивается в компании больничный лист?

· Прошу так же предоставить слайд-шоу, из которого будут понятны ответы на следующие вопросы:

· Каким образом питаются Ваши Сотрудники?

· Есть ли в офисе кондиционер, кофеварка, мини-бар, холодильник? Доступно ли пользование ими не только руководителям?

· Какая площадь офисных помещений приходится на каждого Сотрудника?

· Обеспечивается ли влажная/сухая уборка офиса и как часто? Кем?

Рекомендации

· Представьте, пожалуйста, контакты Сотрудников, недавно покинувших компанию. Я оставляю за собой право связаться с ними и запросить рекомендации относительно Вашей компании.

· Есть ли люди и компании, не связанные с Вами материальной заинтересованностью, которые могут рекомендовать Вас?

Последний вопрос

Почему я должен работать именно у Вас?»

В каждой шутке есть только доля шутки. Не бойтесь задавать вопросы, и ответы представителей работодателя красноречиво Вам скажут, стоит ли тратить свою жизнь, работая вместе с ними.