В каких случаях работодателям ждать проверку?

С 2018 года в нашей стране введен риск-ориентированный подход при проверках бизнеса. Предполагалось, что теперь их должно стать меньше, не каждую компанию проверят и в целом предпринимателям будет «легче дышать». Но пришла ли «легкость» на самом?

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.02.2017 №197 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», с 1 января прошлого года введен риск-ориентированный подход к надзору за соблюдением норм трудового права. И с этой даты периодичность плановых проверок стала зависеть от категории риска компании.

Законодатели определили 5 степеней риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. На этом основана и частота плановых визитов, например, для высокорискованных компаний 1 раз в 2 года, а для среднего риска – каждые 5 лет. Самых законопослушных работодателей (низкая степень риска) обещали беспокоить только при внеплановых ситуациях.

Переходы по «уровням» зависят от нарушений трудового законодательства: чем их больше и чем они опаснее для сотрудников, тем больше компании начисляют штрафных баллов, и она становится более рискованной. На своем сайте Роструд даже опубликовал подробную градацию нарушений, их последствия и информацию о том, как определить степень риска. Кроме того, ведомство периодически публикует данные об организациях, которые отнесены к высокому и значительному риску. Отмечу, что на сегодня только в Москве и Подмосковье более 800 предприятий и предпринимателей, отмеченных знаком «высокий риск», и в их число, например, входят многие крупнейшие транспортные и FMCG-компании нашей страны.

Но большинство работодателей беспокоит не столько сама система, а как они становятся ее участником, попадая в зону больших рисков. От многих HR я слышу: мы офисная организация, у нас нет вредных условий труда, а мы видим себя среди ненадежных компаний. Чтобы понять, почему это произошло, надо знать ответ на один вопрос: что может быть поводом для первой проверки? Основанием этого будут несколько вещей, которые от вас не зависят напрямую.

Во-первых, это несчастный случай на производстве или связанный с выполнением должностных обязанностей. Например, компания выдала служебный автомобиль торговому или медицинскому представителю, а он попадает в ДТП с травмами или летальным исходом. Несчастные случаи с тяжелыми последствиями обязательно расследуются при участии ГИТ. Если Инспекция найдет нарушения в компании, вам обязательно повысят категорию риска.

Еще один случай прихода инспекторов – происшествия, в которых могут пострадать люди. В нашей практике был такой кейс. При взрыве в аэропорту Домодедово погиб водитель, который встречал из командировки генерального директора компании. Аварии, теракты, природные и техногенные катастрофы – также попадают в зону внимания Инспекции по труду. Среди потерпевших могут быть сотрудники при исполнении своих обязанностей, поэтому ГИТ обязательно начнет проверку.

Но чаще всего надзорные органы приходят по другой причине – жалоба работника. Один из наших клиентов из фарм-сектора решил сократить сотрудницу, которая плохо исполняла свои обязанности. Получив уведомление о сокращении, она ушла в ежегодный отпуск, а затем принесла справку о беременности. Компания, естественно, не стала с ней расставаться, но она начала жаловаться – в МВД, ГИТ, Роспотребнадзор. На их запросы работодателю пришлось готовить развернутые объяснения, но в итоге Инспекция по труду начала проверку.

Рисковый подход, по мнению законодателей, должен нести благую цель. Если у вас нет задолженности по зарплате, несчастных случаев, на вас не жалуется персонал и с документами все в порядке, компания вроде бы должна спать спокойно. Но это спокойствие имеет и другую сторону. Как известно, плановые проверки сейчас проводятся по чек-листам, которых сейчас уже более 130. Если раньше «ревизия» была полностью в руках инспектора: на сколько серьезной была квалификация инспектора, на столько глубоко он и проверял, - то сейчас проверочные листы – это палочка-выручалочка, которая не даст возможности упустить нарушение. С одной стороны, предпринимателям стало проще, надо изучить все чек-листы и выявить свои зоны риска. С другой, работы заметно прибавилось, и все ее надо обязательно делать, ведь даже одна ошибка может свести все усилия на нет. В итоге, чтобы избежать ненужных рисков, работодателям лучше выстраивать хорошие отношения с персоналом. А если компания решила расстаться с сотрудников, увольнять надо за неисполнение должностных обязанностей и оформлять это в полном соответствии с законодательством.

Источник: Работа в России - портал для поиска работы