Первая встреча с работодателем или с кадровиком – это важнейшее событие, которое покажет, насколько успешным были ваши поиски работы. Но довольно часто бывает так, что, посчитав приглашение на собеседование гарантией приема на работу, и не утруждая себя подготовкой к встрече, соискатели рабочего места получают отказ. Иногда бывает еще хуже, – когда трудовой договор уже заключен, но работу вскоре приходится бросить из-за того, что при приеме на работу соискатель не получил всей полноты информации о ней. Так как же добиться того, чтобы шансы получить желанное место увеличились, и новая работа не принесла неприятных «сюрпризов»?
Любому предприятию, компании или фирме для успешной работы нужны не «мальчики» и «девочки» с улицы и не временщики. Всем нужны квалифицированные, добросовестные и стоящие работники. И работодатель заинтересован в положительном исходе собеседования не меньше, чем вы. Ошибка в выборе работника может обойтись для предприятия очень дорого, поэтому работодатели небольших фирм предпочитают проводить собеседование лично. На средних и крупных предприятиях собеседования с соискателями рабочих мест проводят кадровые службы, сотрудники которых специально обучены вести подбор кадров. Зная это, многие соискатели чувствуют себя на первой встрече скованно и некомфортно, забывая при этом, что задача кадровика – не отказать вам, а изучить вас и принять на работу специалиста, а не человека с «букетом» проблем. Поэтому, в ожидании собеседования, постарайтесь хорошо подготовиться к нему.
Этап первый. «По одежке встречают»
Психологи установили, что первое впечатление о человеке формируется в течение первых семи – десяти секунд. Поэтому, входя в кабинет работодателя, нужно помнить, что второго случая, чтобы произвести благоприятное о себе впечатление, у вас не будет. И для того, чтобы оно о вас было таким, какое бы вы хотели, продумайте, в какой одежде прийти на первую встречу. Одежда ни в коем случае не должна быть вычурной, кричащей. Если вам предстоит собеседование в фирме с офисной работой, мужчинам более всего подойдет брючный костюм, а женщинам – юбочный вариант делового костюма. И мужчинам и женщинам лучше отказаться от костюмов светлых тонов, которые более уместны в праздники. О ярких аксессуарах перед собеседованием лучше забыть и не злоупотреблять туалетной водой. Ваша прическа и обувь должны быть в полном порядке. Мобильный телефон на время собеседования лучше отключить или перевести на виброзвонок.
Этап второй. «Кто владеет информацией, тот владеет всем» Источник: работа резюме в России Назовем этот этап информационной подготовкой. Перед собеседованием желательно заранее узнать имена и должности лиц, кто будет вести собеседование. Постарайтесь заранее хорошо изучить деятельность фирмы. Полезно знать историю фирмы и иметь представление о товарах или услугах, которые она предлагает. Очень важно знать, хотя бы в общих чертах, структуру компании, из каких подразделений она состоит, а также уровень заработной платы. Вся эта информация пригодится вам в процессе обсуждения интересующих вопросов. В разговоре не стесняйтесь побольше спрашивать о новом месте работы. И не будет ничего зазорного в том, если вы заранее подготовите список вопросов, которые вас интересуют. Как минимум, вы должны знать размер предполагаемой оплаты труда, график работы, обязанности, порядок прохождения испытательного срока. Обязательно заранее подготовьте ответы на «неудобные» вопросы, которые могут задать работодатели и кадровики на собеседовании. Помните – это именно тот самый случай, когда нужно «за словом залезть в карман», или, как говорят шахматисты, воспользоваться «домашней заготовкой». Приготовьтесь без размышлений назвать свои профессиональные и личные качества. Если вас спросят, честно расскажите, почему вы ушли с прошлого места работы, потому что ваш ответ работодатель может проверить. Будьте готовы к явно провокационным вопросам, таким как «Расскажите о своем бывшем начальнике». От ответов на такие вопросы нужно уходить тактично. Лучший вариант – если вы скажете, что эту информацию вам не позволяет раскрывать подписанная вами должностная инструкция на прежнем месте работы.
Этап третий. Психологическая подготовка
Здесь важен положительный настрой, в центре которого – ваше желание получить именно эту работу. Особое внимание следует уделить вашей личностной и профессиональной самоуверенности. Поэтому вспомните, какой вы хороший специалист, и не стесняйтесь рассказать кадровику о тех случаях, когда ваша квалификация была высоко оценена. Но если вы еще не обладаете достаточным опытом, не лишним будет упомянуть о вашей готовности и желании обучаться. Не забывайте также о чувстве юмора и улыбке. Абсолютно не бойтесь собеседования. Напротив – вы должны быть рады, что при приеме на работу вам уделят внимание, а в ходе встречи вы сможете получить ответы на самые главные вопросы.
И даже если по какой-то причине в результате собеседования вы получили отказ, не расстраивайтесь! Потому что собеседование – это ваш бесценный опыт, который пригодится вам в следующей встрече, и возможно, что именно она будет для вас успешной.