Как получить налоговый вычет на обучение (архив)

В сложной экономической ситуации практически любому специалисту для повышения конкурентоспособности на рынке труда необходимо постоянно получать новую информацию, совершенствовать имеющиеся знания и навыки. Хорошее образование стоит недешево. Кроме того, в настоящее время платное обучение предлагают не только школы и вузы, но и огромное множество различных курсов, например таких популярных, как курсы иностранного языка и водительские курсы, а также различные иные курсы (быстрого чтения, психологического тренинга, будущих родителей и т.д.). Рассмотрим, каким образом можно компенсировать часть расходов на свое обучение и (или) обучение детей с учетом изменений, вступивших в силу с 2009 г.

В соответствии с п. 1 ст. 219 НК РФ плательщики НДФЛ, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, вправе уменьшить налогооблагаемые доходы, полученные в налоговом периоде от источников в Российской Федерации, на сумму социальных налоговых вычетов. Такие вычеты предоставляются физическим лицам только в отношении доходов, облагаемых по ставке 13% (ст. 210 НК РФ). Одним из видов социальных вычетов по НДФЛ, перечисленных в ст. 219 НК РФ, является вычет в сумме, израсходованной налогоплательщиком на свое обучение или обучение своих детей, который предусмотрен пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Социальный вычет на обучение детей

Подпунктом 2 п. 1 ст. 219 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на получение социального налогового вычета в сумме фактически произведенных в календарном году расходов на свое обучение в образовательных учреждениях - в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более установленного предельного размера вычета, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более установленного предельного размера вычета на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

Таким образом, при оплате родителями обучения своего ребенка социальный налоговый вычет может предоставляться либо одному из родителей на всю сумму таких расходов в пределах 50 000 руб., либо обоим родителям в сумме расходов, понесенных каждым из них, причем указанный предельный размер данного вычета установлен также и в отношении общей суммы расходов обоих родителей.

Кроме того, право на получение социального налогового вычета на обучение распространяется на налогоплательщиков, осуществлявших обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, после прекращения опеки или попечительства в случаях оплаты налогоплательщиками обучения указанных граждан в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях. Федеральным законом от 03.06.2009 N 120-ФЗ в пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ внесено важное дополнение, на основании которого право на получение социального налогового вычета по расходам за обучение студента в возрасте до 24 лет, который учится по очной форме обучения в образовательных учреждениях на платной основе, наряду с родителями, опекунами и попечителями получили также налогоплательщики, являющиеся братом или сестрой обучающегося студента. Данное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Здесь следует обратить внимание на то, что до появления этой поправки в ст. 219 НК РФ указанный социальный налоговый вычет по расходам, понесенным в виде оплаты за обучение своего брата (сестры), предоставлялся налогоплательщику-брату (сестре) только в том случае, если он или она являлись опекуном либо попечителем обучаемого ребенка.

Вместе с тем в очередной раз законодатель не предусмотрел возможность получения такого вычета бабушками и дедушками, оплачивающими обучение в образовательных учреждениях своих внуков - студентов. Кроме того, в случаях оплаты налогоплательщиком обучения своей супруги(а), племянников и т.п. у налогоплательщика также не возникает права на уменьшение налоговой базы по НДФЛ в связи с такими расходами на обучение. Социальный налоговый вычет на обучение предоставляется налогоплательщикам полностью и за весь тот налоговый период, в котором их обучающиеся дети или опекаемые достигли 24-летнего возраста.

Социальный налоговый вычет предоставляется за весь период обучения в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.

Социальный налоговый вычет не применяется в случае, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

Правовой статус родителей, опекунов и попечителей

Согласно ст. 47 Семейного кодекса Российской Федерации права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. Следовательно, право на налоговый вычет в отношении расходов на обучение ребенка имеет лицо, которое указано в книге записи рождений в качестве отца или матери этого ребенка. Одновременно право на налоговый вычет подтверждается свидетельством о рождении ребенка (ст. 23 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"). Именно поэтому оплата обучения ребенка отчимом или мачехой (т.е. лицом, состоящим в браке с родителем ребенка, но не являющимся родителем или усыновителем) не дает им основания для получения социального налогового вычета.

Иногда родители оплачивают обучение детей, которые уже состоят в законном браке и сменили фамилию. Сам факт состояния ребенка в браке не является основанием для утраты родителями права на получение указанного вычета. Однако при смене ребенком фамилии вместе с копией свидетельства о рождении ребенка родителям необходимо предъявить в налоговый орган копию свидетельства о его браке.

В случае усыновления ребенка усыновителям выдается свидетельство об усыновлении (ст. ст. 39 и 43 Закона 143-ФЗ). Согласно ст. 137 Семейного кодекса Российской Федерации усыновители и усыновленные приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Следовательно, усыновители вправе получить социальный налоговый вычет по расходам на обучение усыновленных ими детей.

На основании ст. 35 ГК РФ статус опекуна или попечителя подтверждается решением (или постановлением) органа опеки и попечительства. Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации). При достижении малолетним подопечным возраста 14 лет опека над ним прекращается, а его опекун автоматически становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом (ст. 40 ГК РФ).

Статус образовательных учреждений и виды обучения

В ст. 219 НК РФ не определено понятие "обучение", а также не установлено, при оплате каких именно видов обучения предоставляется социальный налоговый вычет (имеется лишь указание на то, что это обучение в образовательных учреждениях, которые имеют соответствующую лицензию или иной документ, подтверждающий статус учебного заведения).

В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (ред. от 10.11.2009) образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. это учреждение, которое реализует одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивает содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными и негосударственными. К ним, в частности, относятся школы, лицеи, гимназии, детские сады, вузы, центры повышения квалификации и др. Статьей 13 Закона N 3266-1 предусмотрено, что статус образовательного учреждения обязательно указывается в его уставе. Сказанное означает, что образовательная деятельность должна быть в уставе названа в качестве основного вида деятельности. Право на ведение такой деятельности возникает у учебного заведения с момента выдачи лицензии (ст. 33 Закона N 3266-1).

Виды образовательных программ поименованы в ст. 9 Закона N 3266-1 (это, в частности, дошкольное образование, начальное общее, среднее общее и профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование (аспирантура, ординатура, адъюнктура, докторантура)).

Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (ред. от 10.11.2009). Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается Правительством РФ (п. 8 ст. 6 Закона N 125-ФЗ).

В соответствии со ст. 9 Закона N 125-ФЗ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации.

Наименование высшего учебного заведения устанавливается при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. В случае если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и др.), то наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения.

Статус образовательного учреждения подтверждается имеющейся у него лицензией или иным документом (например, заверенной в установленном порядке выпиской из устава образовательного учреждения). Приказами Минобразования России от 28.07.2003 N 3177 и от 10.07.2003 N 2994 утверждены примерные формы договоров на оказание платных образовательных услуг (в них предусмотрено указание сведений о лицензии, выданной образовательному учреждению, в частности таких, как номер лицензии, наименование органа, ее выдавшего, срок действия лицензии). Однако указанные формы не являются обязательными для применения.

В связи с этим правомерны следующие вопросы: каким образом должен подтверждаться налогоплательщиком статус того или иного образовательного учреждения в целях получения социального налогового вычета по расходам на обучение; следует ли налогоплательщику представлять копии упомянутых документов (учебные заведения не обязаны выдавать их обучающимся)?

Ответ на указанные вопросы содержится в Письме ФНС России от 31.08.2006 N САЭ-6-04/876@ "Об отдельных вопросах предоставления социальных налоговых вычетов". В случаях, когда ссылка на реквизиты лицензии или иного подтверждающего статус учебного заведения документа содержится в самом договоре на обучение, заключенном налогоплательщиком с учебным заведением, представлять копии таких документов в налоговый орган необязательно. Если у налогового органа имеются основания для проверки наличия у образовательного учреждения лицензии (или иного подтверждающего статус учебного заведения документа), то они могут направить запрос в данное образовательное учреждение либо в соответствующий лицензирующий орган.

Социальный вычет на свое обучение

Порядок предоставления налогоплательщикам социального налогового вычета в связи с расходами на свое обучение существенно изменился с 1 января 2007 г. Так, при заполнении налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2007, 2008 и 2009 гг. каждый налогоплательщик имеет возможность самостоятельно сделать выбор, какие виды расходов на свое обучение и лечение, а также расходы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения или по договорам добровольного пенсионного страхования и в каких суммах ему следует учитывать на листах К декларации 3-НДФЛ в пределах максимального совокупного размера социальных налоговых вычетов, предусмотренных пп. 2 - 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, составлявшего в 2007 - 2008 гг. 100 000 руб. (без учета расходов на дорогостоящее лечение).

С 1 января 2009 г. в связи с введением в п. 1 ст. 219 НК РФ пп. 5, предусматривающего возможность получения социального налогового вычета по уплаченным суммам дополнительных страховых взносов на накопительную часть пенсии, максимальный совокупный размер социальных налоговых вычетов, предусмотренных пп. 2 - 5 п. 1 ст. 219 НК РФ, увеличен до 120 000 руб. (ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 55-ФЗ). Следовательно, при наличии в 2009 г. отдельных или всех перечисленных видов расходов налогоплательщик по своему усмотрению выбирает, какие из них и в каких суммах учитывать при заполнении налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2009 г. в пределах максимальной величины социальных налоговых вычетов.

Здесь следует обратить внимание на то, что когда налогоплательщик оплачивает свое обучение в образовательных учреждениях, для получения данного социального налогового вычета форма обучения (очная, очно-заочная, заочная, экстернат) значения не имеет. Однако при оплате налогоплательщиком обучения в образовательных учреждениях своих детей или подопечных (либо бывших подопечных) такой вычет предоставляется только в том случае, когда дети или подопечные (либо бывшие подопечные) налогоплательщика обучаются по очной форме.

Если фактические расходы на свое обучение и (или) обучение своих детей у налогоплательщика оказались больше установленного предельного размера данного вычета (120 000 руб. и 50 000 руб. соответственно), то сумма превышения таких расходов на следующий налоговый период не переносится.

Обучение за рубежом

В настоящее время немало налогоплательщиков отправляются сами или отправляют своих детей учиться в зарубежные учебные заведения. Это может быть как общее или профессиональное образование, так и изучение иностранных языков. Предоставляется ли в этом случае социальный налоговый вычет?

Социальный налоговый вычет по расходам на обучение предоставляется налогоплательщикам независимо от того, где территориально расположено образовательное учреждение - на территории Российской Федерации или за рубежом. Однако следует иметь в виду требование о наличии у образовательного учреждения лицензии либо о подтверждении его статуса иным документом. Именно поэтому статус иностранного образовательного учреждения должен подтверждаться соответствующими документами, предусмотренными законодательством этого иностранного государства. При этом ко всем подтверждающим документам, а также к договору с иностранным учебным заведением должен прилагаться перевод на русский язык - пример 1.

Пример 1. В 2009 г. у сотрудника коммерческого банка 12-летний сын обучался в одном из частных колледжей Швейцарии. Налогоплательщиком в налоговый орган наряду с налоговой декларацией по налогу на доходы физических лиц за 2009 г. были представлены следующие документы: справка, выданная директором колледжа, в которой подтверждается зачисление сына налогоплательщика на очную форму обучения в частный колледж, а также сообщается о статусе этого колледжа; счет-фактура за обучение и пребывание ребенка в колледже; заявление налогоплательщика в банк на перевод денежных средств в оплату за обучение сына по банковским реквизитам, указанным в счете, с отметкой банка о принятии перевода; копия свидетельства о рождении ребенка налогоплательщика.

Представленные документы подтверждают право налогоплательщика на получение социального налогового вычета на обучение своего ребенка в части доходов, полученных налогоплательщиком в 2009 г. и облагаемых НДФЛ по ставке 13%.

В данном случае размер вычета определяется путем пересчета оплаченной налогоплательщиком банковским переводом суммы денежных средств в швейцарских франках в рубли по курсу Банка России, установленному на дату фактического осуществления расхода (т.е. на дату перевода денежных средств в оплату за обучение ребенка).

Одновременно следует обратить внимание на то, что при определении размера полагающегося налогоплательщику социального налогового вычета должны учитываться именно расходы на обучение ребенка. При этом иные расходы налогоплательщика (плата за проживание, питание, различные мероприятия), включенные в счет (фактуру) за обучение и пребывание ребенка в школе, при определении размера данного вычета не учитываются.

Документы, подтверждающие право на получение вычета

Документами, подтверждающими право налогоплательщика на получение социального налогового вычета по расходам на обучение, в частности, могут являться: договор с образовательным учреждением, имеющим лицензию на оказание соответствующих образовательных услуг, на обучение в этом учреждении самого налогоплательщика или его детей (опекаемых); справка учебного заведения, подтверждающая, что ребенок налогоплательщика (или опекаемый) обучался в соответствующем налоговом периоде на очной форме обучения; свидетельство о рождении ребенка (детей) налогоплательщика; иные документы, свидетельствующие о статусе налогоплательщика по отношению к обучающемуся, за обучение которого налогоплательщиком была произведена оплата; платежные документы, подтверждающие размер оплаты за обучение, а также справка о доходах по форме N 2-НДФЛ, выданная налоговым агентом (организацией-работодателем либо индивидуальным предпринимателем), от которого (в результате отношений с которым) налогоплательщик в соответствующем налоговом периоде получил доходы, облагаемые по ставке 13%.

Если налогоплательщик занимается предпринимательской деятельностью или частной практикой, т.е. относится к категории так называемых самозанятых граждан, и не получал доходов, налог с которых должен удерживаться налоговыми агентами, то такая справка не представляется.

В соответствии с Письмом ФНС России от 31.08.2006 N САЭ-6-04/876@ налогоплательщики вправе представлять налоговым органам не только нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих их право на получение социальных налоговых вычетов, но и копии соответствующих документов, заверенные непосредственно самими налогоплательщиками, с расшифровкой подписи и датой их заверения, при условии, что подлинники указанных документов были предъявлены работнику отдела по работе с налогоплательщиками при подаче налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, который должен проставить отметку о соответствии представленных налогоплательщиком копий документов их подлинникам и дату принятия их налоговым органом.

Что касается платежных документов, подтверждающих размер оплаты за обучение, они могут различаться в зависимости от формы оплаты обучения. В платежных документах должны указываться персональные данные лица, оплатившего обучение, сумма и дата платежа. Сумма расходов на обучение определяется в соответствии с суммой денежных средств в рублях, фактически внесенной налогоплательщиком в оплату обучения согласно платежным документам. Данное положение применяется и в тех случаях, когда в договоре на обучение стоимость обучения указана не в рублях, а в условных единицах и при этом отсутствует дополнительное соглашение, устанавливающее стоимость обучения в рублевом эквиваленте.

Если оплата осуществлялась налогоплательщиком в безналичной форме путем перечисления банком на расчетный счет учебного заведения суммы оплаты за обучение с личного счета налогоплательщика либо по его поручению с банковского счета, то подтверждением оплаты служат банковские квитанции и копии платежных поручений о перечислении указанных средств на расчетный счет учебного заведения (с отметкой банка об исполнении). В случае утери этих документов сумма оплаты может быть подтверждена выпиской с расчетного счета учебного заведения за тот день, когда были перечислены денежные средства, с приложением реестра плательщиков - физических лиц.

Если оплата вносилась наличными денежными средствами в кассу учебного заведения, то ее подтверждением служит кассовый чек. Бланки строгой отчетности могут оформляться при оказании услуг населению за наличные деньги вместо применения контрольно-кассовой техники. Вместе с тем специальные бланки строгой отчетности для подтверждения оплаты образовательных услуг Минфином России не утверждались. Именно поэтому образовательные учреждения при наличных денежных расчетах с населением должны применять контрольно-кассовую технику. Поскольку в кассовом чеке сведения о плательщике не указываются, следует попросить, чтобы бухгалтерия образовательного учреждения дополнительно к чеку выдала квитанцию к приходно-кассовому ордеру.

Здесь следует обратить внимание на то, что в платежных документах должно быть также указано и назначение платежа, которое может быть сформулировано как "плата за обучение" или "плата за образовательные услуги", либо должна содержаться отсылка к соответствующему договору с образовательным учреждением с указанием его номера и даты. При этом не имеет значения, с кем заключен договор об обучении - с самим обучающимся или с его родителями. В первом случае родители имеют право оплатить получение образования ребенком на основании ст. 313 ГК РФ (то же самое относится к опекунам и попечителям).

Если платежные документы оформлены на обучающегося ребенка, но расходы по оплате обучения фактически понес его родитель - налогоплательщик, то в заявлении о предоставлении социального налогового вычета родителю следует указать, что им было дано поручение ребенку внести выданные родителем денежные средства в оплату обучения по договору, заключенному с образовательным учреждением. Можно также оформить письменную доверенность на осуществление оплаты ребенком, которая составляется в произвольной форме по правилам, установленным ст. 185 ГК РФ.

В Письме ФНС России от 31.08.2006 N САЭ-6-04/876@ предусмотрено, что если договор на обучение ребенка был заключен с учебным заведением одним родителем, а денежные средства в оплату обучения по данному договору были внесены (перечислены) другим родителем, то налоговый орган может предоставить социальный налоговый вычет тому из налогоплательщиков-родителей, который произвел расходы на обучение ребенка.

Если размер оплаты за обучение был повышен, то образовательное учреждение должно составить дополнительное соглашение к заключенному ранее договору, и тогда сумма социального налогового вычета будет определяться исходя из размера фактических расходов налогоплательщика, указанного в платежных документах.

В некоторых случаях в договоре на обучение содержатся условия, согласно которым оплата за собственное обучение или обучение ребенка налогоплательщика производится по окончании учебного заведения. Именно поэтому в случаях, когда договор на обучение предусматривает возможность предоставления налогоплательщику отсрочки по внесению платежа за обучение, социальный налоговый вычет может быть предоставлен только за тот налоговый период, в котором налогоплательщиком, согласно платежным документам, фактически была произведена такая оплата.

Однако бывает и так, что по условиям договора налогоплательщик единовременно производит оплату сразу за весь период обучения, который включает в себя несколько лет. К сожалению, законодателем не предусмотрено исключений для таких случаев, в силу чего социальный налоговый вычет может быть предоставлен только за тот налоговый период, в котором налогоплательщиком была произведена такая единовременная оплата за обучение.

Если обучение по заявлению работника оплачивает работодатель

Нередко работодатель по заявлению работника оплачивает его обучение (или обучение его детей) со своего расчетного счета, а затем удерживает данную сумму из его зарплаты. В такой ситуации подтверждением расходов налогоплательщика на обучение могут, в частности, являться банковские документы об оплате, произведенной работодателем учебному заведению, заявление работника, в котором он поручает работодателю произвести от своего имени оплату данному учебному заведению, а также справки работодателя о возмещении ему работником расходов на обучение. При этом подтверждение соответствующей справкой, выданной работодателем, факта возмещения налогоплательщиком денежных средств, перечисленных работодателем по заявлению работника в оплату обучения, является необходимым условием предоставления налогоплательщику социального налогового вычета в связи с расходами на обучение.

Вместе с тем в некоторых случаях денежные средства в оплату за обучение ребенка налогоплательщика перечисляются учебному заведению его работодателем на возмездной основе. Сказанное означает, что одновременно налогоплательщиком заключается с работодателем ссудный договор, согласно которому налогоплательщик в установленные сроки возмещает работодателю перечисленные им учебному заведению в оплату за обучение ребенка денежные средства. При этом налогоплательщик-ссудополучатель уплачивает в соответствии со ст. 212 НК РФ НДФЛ с доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами, полученными от организации-работодателя.

В таких случаях налогоплательщик-ссудополучатель также вправе обратиться в налоговый орган за предоставлением социального налогового вычета на обучение своего ребенка при определении налоговой базы по доходам, полученным налогоплательщиком в соответствующем налоговом периоде и облагаемым НДФЛ по ставке 13%. При этом налогоплательщику необходимо наряду с налоговой декларацией по налогу на доходы физических лиц представить в налоговый орган по месту жительства договор с образовательным учреждением на обучение ребенка в этом учреждении, справку учебного заведения, подтверждающую, что ребенок налогоплательщика обучался в данном календарном году по очной форме обучения, свидетельство о рождении ребенка, платежные документы, подтверждающие перечисление денежных средств в оплату за обучение ребенка налогоплательщика организацией-работодателем за счет денежных средств работодателя, а также копию ссудного договора с работодателем, в котором определен порядок погашения ссуды.

Если стоимость обучения повысилась или весь курс обучения оплачен единовременно

Нередки случаи повышения размера платы за обучение. Для подтверждения факта увеличения затрат на обучение необходимо представить в налоговые органы дополнительное соглашение к заключенному ранее договору с учебным заведением. После этого сумма социального налогового вычета будет определяться исходя из размера фактических расходов налогоплательщика, указанных в платежных документах.

При этом нередко, согласно договору, оплата за собственное обучение или обучение ребенка налогоплательщика производится по окончании учебного заведения или налогоплательщик единовременно платит сразу за весь период обучения, который включает в себя несколько лет. В таких случаях социальный налоговый вычет может быть предоставлен только за тот налоговый период, в котором налогоплательщик, согласно платежным документам, фактически произвел такую оплату, - пример 2.

Пример 2. Сотрудник туристической фирмы проходил обучение в вузе по заочной форме обучения в 2007 - 2009 гг. По условиям договора с образовательным учреждением оплата производится по окончании учебного заведения, т.е. в 2009 г. Стоимость обучения за три года составила 240 000 руб. За 2009 г. сотрудник получил доход в размере 480 000 руб. При подаче налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2009 г. налогоплательщик сможет получить социальный вычет только в сумме 120 000 руб. Неиспользованный остаток социального налогового вычета в размере 120 000 руб. на последующие налоговые периоды не переносится, поэтому остается неиспользованным.

Таким образом, для налогоплательщика выгоднее, чтобы в договоре с образовательным учреждением оплата была распределена на несколько платежей. При осуществлении оплаты частями в разных налоговых периодах по итогам каждого из них налогоплательщик вправе получить вычет.

Порядок предоставления социальных налоговых вычетов

Социальные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику на основании налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по окончании соответствующего налогового периода.

К налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц необходимо приложить соответствующие документы, подтверждающие право налогоплательщика на получение вычетов. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно. Кроме того, можно зайти на сайт Федеральной налоговой службы www.nalog.ru и в разделе "Информационные ресурсы для юридических и физических лиц" воспользоваться возможностями программы заполнения налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в автоматизированном режиме.

Подача налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика является обязательным условием получения налоговых вычетов, даже если налогоплательщик, желающий получить вычеты, не относится к категории лиц, указанных в ст. ст. 227 и 228 НК РФ, которые обязаны представить налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Конкретный срок подачи декларации 3-НДФЛ для физических лиц, которые представляют ее только в целях получения социальных налоговых вычетов, не установлен. Однако следует учитывать, что суммы НДФЛ, причитающиеся к возврату в связи с предоставлением полагающихся налогоплательщику социальных налоговых вычетов, которые установлены ст. 219 НК РФ, следует рассматривать как излишне уплаченные суммы налога, в связи с чем возврат таких сумм налога на доходы осуществляется в общеустановленном порядке в соответствии с положениями ст. 78 НК РФ. Именно поэтому заявление о возврате суммы удержанного (уплаченного) налога на доходы, согласно п. 7 ст. 78 НК РФ, может быть подано налогоплательщиком только в течение трех лет со дня удержания (уплаты) указанной суммы НДФЛ.

Если в истекшем налоговом периоде доходы налогоплательщику выплачивались только налоговыми агентами, то причитающаяся к уплате сумма НДФЛ с этих доходов должна быть удержана и перечислена в соответствующий бюджет налоговыми агентами, которые являются источниками выплаты этих доходов. В таком случае получение налогоплательщиком социальных налоговых вычетов означает возврат ему из бюджета удержанных налоговыми агентами сумм НДФЛ. При этом возможность получения указанных вычетов у своего работодателя (налогового агента) в порядке, аналогичном получению имущественного налогового вычета в связи с приобретением или строительством жилья, ст. 219 НК РФ не предусмотрена.

Здесь следует обратить внимание на то, что сумма налогов, излишне удержанная с выплат, произведенных налоговыми агентами, или уплаченная непосредственно самим налогоплательщиком, согласно п. 6 ст. 78 НК РФ, подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Следовательно, налогоплательщику необходимо при обращении за предоставлением социальных налоговых вычетов подать и заявление о возврате (полном или частичном) удержанных в истекшем налоговом периоде сумм налога.

Форма заявления о возврате налога нормативными документами не установлена, поэтому оно составляется в произвольной форме. Заявление подается на имя руководителя налогового органа по месту жительства налогоплательщика и подлежит обязательной регистрации в налоговом органе. Действующий механизм возврата излишне удержанных (уплаченных) сумм НДФЛ предусматривает возврат денежных средств только в безналичной форме, в связи с чем налогоплательщику следует заранее открыть счет в банке. В заявлении о возврате излишне удержанных (уплаченных) сумм НДФЛ необходимо указать наименование банка, номер счета, а также БИК, номер корреспондентского счета или субсчета банка. Указанные данные потребуются налоговому органу для оформления платежного поручения на возврат налога.

Образец заявления

Руководителю Инспекции ФНС России N 32 по г. Москве В.И. Петровой от Суворовой Марины Алексеевны, проживающей по адресу 119620, г. Москва, ул. Волынская, д. 12, корп. 1, кв. 35 ИНН (при наличии)

Заявление

В связи с предоставлением мне социального налогового вычета по расходам, произведенным в 2009 г. на свое обучение в сумме 50 000 руб. и обучение моего сына в вузе в сумме 50 000 руб., прошу в соответствии со ст. 78 НК РФ произвести возврат налога на доходы физических лиц за 2008 г. в сумме 13 000 руб. на мой текущий счет (наименование банка, номер счета, а также БИК, номер корреспондентского счета или субсчета банка).

Следует отметить, что во многих налоговых органах на информационных стендах размещены образцы таких заявлений либо имеются готовые ксерокопии их трафаретов.

Статьей 88 НК РФ предусмотрено, что в отношении представленной налоговой декларации и подтверждающих документов налоговым органом проводится камеральная налоговая проверка в течение трех месяцев. Именно поэтому срок, указанный в п. 6 ст. 78 НК РФ, начинает исчисляться не ранее чем с момента завершения этой проверки. Таким образом, реальный срок возврата излишне удержанных (уплаченных) сумм НДФЛ составляет четыре месяца со дня подачи налоговой декларации и заявления о возврате налога.

Данная позиция отражена в п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98, в котором, в частности, указывается, что срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ.

На основании п. 9 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возврате сумм излишне удержанного (уплаченного) налога или решении об отказе в осуществлении такого возврата в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение передается физическому лицу или его уполномоченному представителю лично под расписку или путем направления письменного уведомления с подтверждением факта и даты его получения.

Поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Если возврат сумм излишне удержанного (уплаченного) налога осуществляется с нарушением установленного срока, то налоговым органом на сумму излишне удержанного (уплаченного) налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возврата, - пример 3.

Пример 3. В 2009 г. сотрудник аудиторской фирмы на коммерческой основе обучался в Юридической академии, имеющей государственную лицензию на образовательную деятельность. Одновременно его сын обучался там же на подготовительных курсах.

Согласно заключенному с академией договору налогоплательщик уплатил в 2009 г. за свое обучение 70 000 руб., а за обучение своего несовершеннолетнего сына перечислил на расчетный счет академии 50 000 руб.

В 2009 г. сотрудник получил от фирмы-работодателя доходы, облагаемые по ставке 13%, в размере 600 000 руб., а также доход в виде дивидендов по акциям в размере 250 000 руб.

Из полученных налогоплательщиком в 2009 г. доходов по налоговой ставке 13% облагаются только доходы, полученные им от своего работодателя, - 600 000 руб., поскольку доход в виде дивидендов по акциям в размере 250 000 руб. облагается по ставке 9% и не подлежит уменьшению на сумму полагающихся налогоплательщику налоговых вычетов.

Налоговым агентом в 2009 г. были удержаны и перечислены в бюджет с доходов налогоплательщика суммы НДФЛ в размере 78 000 руб. (600 000 руб. x 13%), а также НДФЛ по ставке 9% - в размере 22 500 руб. (250 000 руб. x 9%). Налогоплательщик вправе получить социальный налоговый вычет по расходам на обучение своего сына в размере фактически произведенных в 2009 г. расходов в сумме 50 000 руб., поскольку эта сумма не превысила установленного норматива в пределах 50 000 руб. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что вычет по расходам на обучение сына на подготовительных курсах может быть предоставлен налогоплательщику только при условии, если в договоре, заключенном с учебным заведением, имеются сведения о лицензии, подтверждающей статус образовательного учреждения, а также содержится запись, подтверждающая очную форму обучения.

Что касается расходов на свое обучение в размере 70 000 руб., налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать виды расходов на свое обучение и лечение (без учета расходов на дорогостоящее лечение), а также расходов по договору негосударственного пенсионного обеспечения или по договору добровольного пенсионного страхования и суммы таких расходов, в отношении которых он будет заявлять на листах К декларации полагающиеся ему за 2009 г. социальные налоговые вычеты, предусмотренные пп. 2 - 5 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Если налогоплательщик не оплачивал в 2009 г. свое лечение или лечение членов своей семьи, а также не производил расходов по договору негосударственного пенсионного обеспечения или по договору добровольного пенсионного страхования, то он может заявить социальный налоговый вычет в связи с расходами на свое обучение в сумме фактически произведенных в 2009 г. расходов в размере 70 000 руб.

Таким образом, налогоплательщик вправе претендовать на получение социальных налоговых вычетов в общей сумме 120 000 руб. (70 000 руб. + 50 000 руб.) и, соответственно, на возврат из бюджета НДФЛ в сумме 15 600 руб. (120 000 руб. x 13%).

Здесь следует обратить внимание на то, что право на получение налоговых вычетов не зависит от наличия у налогоплательщика ИНН. Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, которые указаны в ст. 85 НК РФ, либо на основании заявления физического лица. Однако в таких случаях постановка на учет физического лица в налоговом органе носит заявительный, а не обязательный характер.

Согласно ст. 84 НК РФ каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН). Присвоенный налогоплательщику ИНН следует указывать в подаваемых им в налоговый орган налоговых декларациях, заявлениях или иных документах.

Вместе с тем физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные.

Источник: RUSMARKET - russian marketplace

Таким образом, учитывая, что постановка на учет физических лиц в налоговом органе с присвоением ИНН носит заявительный характер, отсутствие ИНН у налогоплательщика не является основанием для отказа в предоставлении ему налоговых вычетов, поскольку право на получение налоговых вычетов не зависит от наличия у налогоплательщика ИНН.