С 1 мая 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон). Его принятие обусловлено требованиями другого нормативно-правового акта - Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", определяющего сроки и порядок принятия в Российской Федерации технических регламентов. В связи с этим каждому предпринимателю, имеющему в собственности имущество, к которому установлены или могут быть установлены требования пожарной безопасности (здания, помещения, оборудование, агрегаты, продукция и т.д.), следует принимать меры, предусмотренные Законом, в целях обеспечения пожарной безопасности данного имущества (объекта защиты). В чем они заключаются?
Проект закона подготовлен МЧС России и внесен в Государственную Думу Правительством РФ в рамках реализации Программы разработки технических регламентов, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 06.11.2004 N 1421-р.
Фрагмент документа. Пункт 7 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
Целью принятия Закона является защита жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров. Закон определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. При этом Закон имеет высшую юридическую силу над остальными техническими регламентами в части, касающейся пожарной безопасности.
Фрагмент документа. Пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" "Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности".
Положения Закона являются обязательными при: 1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; 2) разработке, принятии, применении и исполнении федеральных законов о технических регламентах, содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности; 3) разработке технической документации на объекты защиты.
Фрагмент документа. Пункт 15 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
Система обеспечения пожарной безопасности имущества предпринимателя включает систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Кроме того, данная система в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара. В законодательстве по вопросам пожарной безопасности имеется ряд проблем. Во-первых, это гигантское (более двух тысяч) количество нормативных документов, содержащих свыше 150 тыс. требований, которыми сегодня руководствуются около 3 млн субъектов хозяйственной деятельности. Во-вторых, документы имеют различный юридический статус, часто противоречат или дублируют друг друга. Все это затрудняет их применение как собственниками объектов противопожарной защиты, так и надзорными органами. И хотя Закон не признает утратившим силу ни один из этих документов, применение их после 1 мая 2009 г. ограничено Законом, которым теперь нужно руководствоваться в вопросах обеспечения пожарной безопасности в первую очередь.
Обеспечение пожарной безопасности
Закон устанавливает требования к обеспечению пожарной безопасности объектов и имущества предпринимателя. Согласно ст. 6 Закона пожарная безопасность объектов и имущества считается обеспеченной, если: 1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах. В настоящее время в Российской Федерации помимо Закона приняты следующие Федеральные законы о технических регламентах:
- Федеральный закон от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" (в основной части вступает в силу в декабре 2009 г.);
- Федеральный закон от 27.10.2008 N 178-ФЗ "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей";
- Федеральный закон от 24.06.2008 N 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию";
- Федеральный закон от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию".
Пример 1. Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.06.2008 N 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" в целях производственной безопасности персоналу, занятому в процессе производства пищевой масложировой продукции, запрещается курить в производственных помещениях;
2) пожарный риск (т.е. мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей) не превышает допустимых значений, установленных Законом.
Пример 2. Согласно Таблице 16 Приложения к Закону допустимое значение расстояния от станции технического обслуживания автомобилей (СТО) до общественных зданий (при количестве постов до 10) составляет 15 метров. Поэтому размещение СТО на расстоянии менее 15 метров от общественных зданий является превышением допустимого значения пожарного риска, установленного Законом.
Пожарная безопасность имущества и объектов предпринимателя, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений, установленных Законом.
Пример 3. На сегодняшний день ни один из существующих федеральных законов о технических регламентах (за исключением Федерального закона от 24.06.2008 N 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию") не содержит специальных требований в области пожарной безопасности. Поэтому любому предпринимателю достаточно в своей деятельности руководствоваться только Законом, чтобы считалось, что все указанные требования им соблюдены.
Предпринимателю следует помнить, что согласно п. 3 ст. 6 Закона при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска от него не требуется. Для исключения возможности возникновения пожара предпринимателю согласно ст. 50 Закона следует исключить появление в своих помещениях источников зажигания. Достигается это следующими способами: 1) применением электрооборудования, соответствующего классу пожароопасной и (или) взрывоопасной зоны, категории и группе взрывоопасной смеси; 2) применением в конструкции быстродействующих средств защитного отключения электроустановок и других устройств, приводящих к появлению источников зажигания; 3) применением оборудования и режимов проведения технологического процесса, исключающих образование статического электричества; 4) устройством молниезащиты зданий, сооружений, строений и оборудования. При этом предпринимателю надлежит руководствоваться Приказом Минэнерго России от 30.06.2003 N 280 "Об утверждении Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций"; 5) поддержанием безопасной температуры нагрева веществ, материалов и поверхностей, которые контактируют с горючей средой; 6) применением способов и устройств ограничения энергии искрового разряда в горючей среде до безопасных значений; 7) применением искробезопасного инструмента при работе с легковоспламеняющимися жидкостями и горючими газами; 8) ликвидацией условий для теплового, химического и (или) микробиологического самовозгорания обращающихся веществ, материалов и изделий; 9) исключением контакта с воздухом пирофорных веществ; 10) применением устройств, исключающих возможность распространения пламени из одного объема в смежный. Защита имущества предпринимателя, а также людей, находящихся в принадлежащих ему производственных помещениях, от пожара производится согласно ст. 52 Закона 1) устройством эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре. Требованиям к устройству эвакуационных путей посвящена ст. 89 Закона.
Фрагмент документа. Пункт 2 статьи 53 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
2) устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководствоваться при этом необходимо ст. 83 Закона, а также Приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)"; 3) применением систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара. Предпринимателю следует руководствоваться ст. ст. 121 - 123 Закона, Нормами пожарной безопасности НПБ 302-2001 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты органов дыхания и зрения людей при эвакуации из помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний", утвержденными Приказом ГУГПС МВД России от 18.12.2001 N 82, Строительными нормами и правилами СНиП 2.04.05-91 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", утвержденными Постановлением Госстроя России от 28.11.1991, а также гл. 27 Закона; 4) применением основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и строений, а также с ограничением пожарной опасности поверхностных слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций на путях эвакуации. Основным нормативным актом здесь является гл. 10 Закона, предусматривающая требования к степени огнестойкости зданий, сооружений и строений, а также Строительные нормы и правила СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятые Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7; 5) применением огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций. Требуемые пределы огнестойкости строительных конструкций, выбираемые в зависимости от степени огнестойкости зданий, сооружений и строений, приведены в таблице 21 Приложения к Закону. Для ознакомления с требованиями к огнестойкости строительных конструкций и способами ее проверки необходимо также использовать следующие государственные стандарты:
-
ГОСТ 30247.0-94 "Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования"; ГОСТ 30247.0-94 "Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования"
-
ГОСТ 30247.1-94 "Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции"; ГОСТ 30247.1-94 "Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции"
-
ГОСТ 30247.2-97 "Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Двери и ворота"; ГОСТ 30247.2-97 "Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Двери и ворота" (Примечание к документу - Утратил силу на территории Российской Федерации с 1 мая 2009 года (кроме Приложения А) в связи с изданием Приказа Ростехрегулирования от 18.02.2009 N 83-ст. Взамен введен в действие ГОСТ Р 53307-2009.) ГОСТ Р 53307-2009 ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ДВЕРИ И ВОРОТА МЕТОД ИСПЫТАНИЙ НА ОГНЕСТОЙКОСТЬ
-
ГОСТ 30247.3-99 "Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Клапаны противопожарные вентиляционных систем (НПБ 241-97. Клапаны противопожарные вентиляционных систем. Метод испытания на огнестойкость)";
-
ГОСТ 30247.4-99 "Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Воздуховоды (НПБ 239-97. Воздуховоды. Метод испытания на огнестойкость)";
6) устройством аварийного слива пожароопасных жидкостей и аварийного стравливания горючих газов из аппаратуры; 7) устройством на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты; 8) применением первичных средств пожаротушения, т.е. переносных или передвижных средств пожаротушения, используемых для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития.
Требования к первичным средствам пожаротушения
Данные требования установлены гл. 24 Закона. Для определения необходимого перечня и количества первичных средств пожаротушения предпринимателю следует также руководствоваться Приложением 3 к Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденным Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313. Согласно ст. 61 Закона здания, сооружения и строения должны быть оснащены автоматическими установками пожаротушения в случаях, когда ликвидация пожара первичными средствами пожаротушения невозможна, а также в случаях, когда обслуживающий персонал находится в защищаемых зданиях, сооружениях и строениях некруглосуточно.
При этом автоматические установки пожаротушения должны обеспечивать ликвидацию пожара в помещении (здании) до:
- возникновения критических значений опасных факторов пожара;
- наступления пределов огнестойкости строительных конструкций;
- причинения максимально допустимого ущерба защищаемому имуществу;
- наступления опасности разрушения технологических установок. Требования к автоматическим установкам пожаротушения установлены гл. 26 Закона. Тип автоматической установки пожаротушения, вид огнетушащего вещества и способ его подачи в очаг пожара определяются в зависимости от вида горючего материала, объемно-планировочных решений здания, сооружения, строения и параметров окружающей среды на основании Норм пожарной безопасности НПБ 88-2001 "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования", утвержденных Приказом ГУГПС МВД России от 04.06.2001 N 31. Чтобы правильно определить необходимость оборудования здания, сооружения или помещения автоматической установкой пожаротушения, предпринимателю следует воспользоваться Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)".
Организация деятельности подразделений пожарной охраны
Действующее законодательство не устанавливает для индивидуальных предпринимателей обязанности по созданию собственных подразделений пожарной охраны. Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций (юридических лиц) имеют право (но не обязаны) создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств, однако на предпринимателей действие данной статьи не распространяется.
Помимо того, что предусмотрено выше, иные требования к системам обеспечения безопасности зданий, строений и сооружений также устанавливаются Законом.
Немаловажным для каждого предпринимателя является создание условий для ограничения распространения возникшего пожара за пределы очага возгорания, что достигается согласно ст. 59 Закона одним или несколькими из следующих способов:
- устройством противопожарных преград (ст. 37 Закона);
- устройством пожарных отсеков и секций, а также ограничением этажности зданий, сооружений и строений;
- применением устройств аварийного отключения и переключением установок и коммуникаций при пожаре;
- применением средств, предотвращающих или ограничивающих разлив и растекание жидкостей при пожаре;
- применением огнепреграждающих устройств в оборудовании;
- применением установок пожаротушения.
Фрагмент документа. Пункт 7.3 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7
Согласно ст. 62 Закона здания, сооружения и строения, принадлежащие предпринимателю, должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства предпринимателем искусственных водоемов, использования им естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются Законом.
Фрагмент документа. Пункт 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 "При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года".
Требования к строительству и эксплуатации зданий и сооружений
Раздел III Закона устанавливает основные требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий, сооружений и строений, используемых предпринимателем в своей деятельности (производственные помещения, магазины, административные здания и т.д.). Данные требования обязательны для исполнения, поскольку их нарушение может повлечь применение к предпринимателю мер административной ответственности вплоть до административного приостановления деятельности.
Фрагмент документа. Пункт 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
В общем и целом указанные требования заключаются в следующем:
- Проектная документация на здания, сооружения, строения, строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы должна содержать пожарно-технические характеристики, предусмотренные Законом. Для зданий, сооружений, строений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований Закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
- Индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания, сооружения и строения точке.
Фрагмент документа. Пункт 9 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
Риск гибели людей в результате воздействия опасных факторов пожара должен определяться с учетом функционирования систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений. На сегодняшний день уровень обеспечения пожарной безопасности людей можно установить на основании Приложения 2 к Государственному стандарту СССР ГОСТ 12.1.004-91 "Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования", утвержденному Постановлением Госстандарта СССР от 14.06.1991 N 875.
- Конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения зданий, сооружений и строений должны обеспечивать в случае пожара: 1) эвакуацию людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара; 2) возможность проведения мероприятий по спасению людей; 3) возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий, сооружений и строений; 4) возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара; 5) нераспространение пожара на соседние здания, сооружения и строения. В зданиях, сооружениях и строениях помещения категорий А и Б по взрывопожарной и пожарной опасности должны размещаться у наружных стен, а в многоэтажных зданиях, сооружениях и строениях - на верхних этажах, за исключением случаев, указанных в технических регламентах для данных объектов. Для отнесения зданий, сооружений и строений к указанным выше категориям следует руководствоваться Нормами пожарной безопасности НПБ 105-03 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности", утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 314. При изменении функционального назначения зданий, сооружений, строений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с Законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений, строений или помещений.
Пример 4. Предпринимателем было построено здание магазина площадью 1500 кв. м. С развитием бизнеса предпринимателем было принято решение увеличить площадь здания до 3500 кв. м. После того как реконструкция была произведена, предпринимателю в соответствии с требованиями п. 10.1.2 Приложения к НПБ 110-03 пришлось оборудовать здание магазина автоматической установкой пожаротушения.
Новые формы оценки и проверки
До вступления в силу Закона каждый предприниматель, имевший в собственности либо в пользовании какие-либо здания, сооружения, объекты или оборудование, все время находился под страхом того, что в любой момент к нему нагрянет с проверкой пожарный инспектор, найдет какие-либо нарушения правил пожарной безопасности, составит протокол и оштрафует за это (а то и вовсе приостановит предпринимательскую деятельность). Связано это было с тем, что до вступления в силу Закона проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности проводилась посредством пожарного надзора, осуществляемого инспекторами пожарной охраны. Закон же предусматривает принципиально иной подход к организации оценки соответствия имущества и продукции предпринимателя требованиям законодательства о пожарной безопасности. Согласно п. 1 ст. 144 Закона такая оценка может проводиться в формах: 1) аккредитации (п. 21 ст. 147 Закона); 2) независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), порядок проведения которой устанавливается законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 144); 3) государственного пожарного надзора.
Фрагмент документа. Статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" "...государственный пожарный надзор - осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки".
Порядок проведения государственного пожарного надзора утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 820 "О государственном пожарном надзоре"; 4) декларирования пожарной безопасности.
Фрагмент документа. Пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
5) исследований (испытаний); 6) подтверждения соответствия объектов защиты (продукции) (ст. ст. 145 - 150 Закона); 7) приемки и ввода в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности; 8) производственного контроля; 9) экспертизы.
Таким образом, в зависимости от выбранной предпринимателем формы оценки контроль за противопожарным состоянием принадлежащих ему объектов и производимой им продукции может осуществлять как уполномоченное должностное лицо, т.е. пожарный инспектор, так и частное лицо - независимый аудитор. Единственная на сегодняшний день проблема заключается в том, что порядок аудита пожарной безопасности законодательством пока не установлен, а значит, в настоящий момент единственным проверяющим для предпринимателя все еще остается пожарный инспектор. Закон позволяет предпринимателю подтверждать соответствие своих объектов и продукции требованиям пожарной безопасности в добровольном или обязательном порядке.
Фрагмент документа. Пункт 1 статьи 145 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
Добровольное подтверждение осуществляется в форме сертификации. Порядок проведения сертификации (в том числе обязательной) устанавливается ст. 147 Закона. Согласно п. 4 ст. 145 Закона обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности подлежат объекты защиты (продукция) общего назначения и пожарная техника, требования пожарной безопасности к которым устанавливаются Законом и федеральными законами о технических регламентах, содержащих требования к отдельным видам продукции. Обязательное подтверждение осуществляется в форме декларирования соответствия или в форме обязательной сертификации. На сегодняшний день Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, помимо Закона утвержден Приказом МЧС России от 08.07.2002 N 320. Обязательное подтверждение производится по схемам, определенным ст. 146 Закона. Каждая из этих схем представляет собой полный набор операций и условий их выполнения. Схемы могут включать одну или несколько операций, результаты которых необходимы для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям. В силу п. 7 ст. 145 Закона продукция, соответствие требованиям пожарной безопасности которой подтверждено, маркируется знаком обращения на рынке. Если к продукции предъявляются требования сразу нескольких технических регламентов, то знак обращения на рынке проставляется только после подтверждения соответствия данной продукции требованиям каждого из этих регламентов.
Фрагмент документа. Пункт 8 статьи 145 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
Кроме того, Закон устанавливает дополнительные требования (особенности) подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности:
- Веществ и материалов.
Фрагмент документа. Статья 149 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
- Средств огнезащиты.
Фрагмент документа. Пункты 1 и 2 статьи 150 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
Источник: Работа в России - портал для поиска работы
В заключение
На сегодняшний день Закон является документом, не имеющим необходимой правоприменительной практики, и потому трудно сказать, как сложится его судьба. Однако одно можно утверждать совершенно точно: объединение разрозненных норм, ранее содержавшихся в более чем 2000 нормативных актах, несомненно, пойдет на пользу предпринимателям, а также иным лицам, ответственным за пожарную безопасность своего имущества и продукции. Предварительный анализ Закона позволяет сделать вывод о том, что впереди его ждет немало изменений и дополнений, однако очень важно, чтобы основная идея Закона - снижение "контрольного бремени" с субъектов предпринимательской деятельности - оставалась неизменной. Только таким образом можно будет повысить ответственность каждого предпринимателя перед государством и простыми гражданами в области пожарной безопасности.