Принципы составления эффективного резюме: проведите аудит своего резюме

Резюме - это документ, цель которого помочь соискателю получить приглашение на собеседование по интересующей его должности. Это главный рекламный носитель, содержащий презентацию компетенций кандидата. Резюме должно быть ориентировано на читателя -специалиста по персоналу, доносить до него «уникальные достоинства товара» - компетенции специалиста. Все содержание резюме должно быть направлено на достижение поставленных соискателем целей. В нем не должно быть ничего лишнего: только то, что «работает» на убеждение рекрутера в способности кандидата выполнять лучшим образом функции должности, заявленной как профессиональная цель.

Соискатель на рынке труда: продавец или покупатель?

Компании-работодатели и соискатели на рынке труда одновременно являются и продавцами и покупателями. Работодатели продают свои рабочие места, их способность удовлетворять потребности человека в профессиональном развитии и уровне жизни.

Соискатели продают свои компетенции и время своей жизни. Процесс купли-продажи отличается от других рынков тем, что при продаже соискателю права выполнять функции рабочего места, работодатель должен купить компетенции и время кандидата. И, наоборот: при продаже работодателю своих компетенций и времени, соискатель покупает у работодателя возможности, которые ему даст рабочее место. Выбор должен быть взаимным.

Резюме как рекламный инструмент на рынке труда

Итак, вы вышли на рынок труда и предлагаете работодателям свой товар: свои знания, навыки, опыт - компетенции и время своей жизни. Как убедить работодателя, что именно ваши компетенции, вы, как личность, способны лучшим образом выполнять функции имеющегося у работодателя рабочего места?

Нужно сделать рекламу, которая донесет до работодателя информацию о том, что вы професионал, заинтересует работодателя, позволит ему сделать выбор в вашу пользу.

Именно резюме является этим рекламным инструментом, который призван донести до рекрутера информацию необходимую и достаточную для принятия решения о собеседовании.

Резюме, как любая реклама, должно обладать энергией, быть емким, информативным, но не перегруженным, понятным и легким в восприятии.

Свойства резюме, способствующие достижению цели соискателя - найти хорошую работу

  1. Адекватность профессиональной цели

Название резюме – название предполагаемой кандидатом должности, это важнейшая характеристика резюме. Предполагаемая должность должна быть следующей ступенью или аналогичной предыдущей должности, исходя из профессионального опыта соискателя и его движения по карьерной лестнице.

Если кандидат не имеет вообще опыта в продажах и хочет сразу после окончания учебного заведения работать директором по продажам в серьезной компании, любому рекрутеру будет очевидно, что у кандидата незрелая профессиональная самооценка и завышенные амбиции. Настораживает рекрутеров также резкая смена рода деятельности без подкрепления дополнительным образованием и соответствующей логичной мотивировки.

Уровень оплаты труда, предполагаемый кандидатом, должен соответствовать рыночной ситуации и демонстрируемым кандидатом в резюме образованию и опыту работы. Если рекрутер сочтет притязания кандидата чрезмерно завышенными, он не станет подробно изучать резюме.

В графе резюме «Предполагаемый уровень оплаты труда» оптимально указывать среднерыночную заработную плату по предполагаемой должности. А уже на собеседовании обсуждать свои ожидания по росту заработной платы, исходя из увеличения зоны ответственности со временем. Чрезмерно завышенные притязания по уровню оплаты труда могут привести к отсутствию откликов от работодателей.

По уровню адекватности профессиональной цели содержанию резюме рекрутеры оценивают адекватность самооценки и зрелость личности кандидата.

  1. Полнота персональной и контактной информации

Персональная и контактная информация в резюме обеспечивают возможность ориентации в демографических данных кандидата и коммуникаций с работодателем.

Профессиональные job-сайты сегодня могут обеспечить соискателю возможность управления настройками конфиденциальности информации в резюме. Поэтому нет смысла скрывать свою фамилию, имя, отчество или телефон.

Полные демографические данные: дата рождения, место жительства могут оказаться важны, когда в требованиях вакансии принципиален возраст кандидата или удаленность его места жительства от офиса компании.

ФИО необходимы для того, чтобы обратиться к кандидату по телефону или в письме.

Контактная информация должна обязательно содержать адрес электронной почты и телефон. Отсутствие телефона может снизить шансы найти работу, поскольку работодатели нередко нуждаются в быстрой организации контакта с соискателем. Отсутствие телефона снижает интерес к резюме большинства работодателей.

  1. Информативность резюме

Информация в резюме должна быть необходимой и достаточной, чтобы рекрутер мог принять решение о собеседовании.

Нередко соискатели превращают свои резюме в списки желаний: хочу работать директором и получать 6000 $. Но работодателей мало интересуют желания кандидатов. Такие списки желаний ничего кроме иронии не могут вызвать у работодателя.

Негативную реакцию у работодателей вызывают также резюме-эссе в эпистолярном жанре, в которых кандидат от первого лица описывает свои самооценочные характеристики и отношение к тому, чем он занимался на рабочем месте. Лишняя информация в резюме не работает на заявленную в резюме цель и осложняет восприятие существенной информации, необходимой для принятия решений.

Какая информация нужна работодателю, чтобы сделать экспресс-оценку кандидата по его резюме и принять решение?

  1. Образование. Следует указать основное образование более подробно, с указанием:
  • периода учебы

  • названия учебного заведения

  • полученной специальности и квалификации.

Если полученное соискателем дополнительное образование не помещается на одной странице, лучше указать подробно 2-4 наиболее важных для будущей должности курса, программы, тренинга, а остальные просто перечислить в одном блоке. Не нужно вообще перечислять курсы, которые не имеют отношения к навыкам, требуемым на искомой должности.

  1. Опыт работы – самая важная информация. Она отражает сформированные навыки, ориентацию кандидата в нужном информационном поле, характеристики профессиональной адаптации.

Укажите не менее 3-х последних рабочих мест если вы не молодой специалист и у вас есть опыт работы в разных компаниях. Если другие рабочие места также способствовали формированию навыков, требуемых для выполнения функций на искомой должности, укажите их все.

Период работы на одном рабочем месте – важнейшая характеристика профессиональной адаптации. Если у вас есть периоды работы менее одного года на одном рабочем месте, будьте готовы обсуждать на интервью причины увольнения. Если такой период один – это не страшно. А вот если у вас указано 3 места работы и везде вы работали менее одного года (не имеются ввиду подработки, стажировки, работа по контракту в проекте), – такие резюме не вызывают интерес у рекрутера, поскольку свидетельствуют об устойчивом нарушении профессиональной адаптации.

Нарушение профессиональной адаптации соискателя может быть связано с рядом причин:

  • плохая ориентация кандидата в себе (низкий уровень личностной интеграции, зрелости личности, неадекватная самооценка)

  • непрофессионализм, несформированность требуемых профессиональных навыков, низкий уровень обучаемости

  • личностные особенности или конфликтные черты характера.

Резюме взрослого человека, в котором указано лишь последнее место работы, на котором кандидат отработал 3-6 месяцев, вызывают настороженность.

При описании каждого рабочего места используйте следующую схему подачи информации:

  • Период работы с … по… с указанием месяца и года.

  • Название компании

  • Описание деятельности компании. Для продавцов, менеджеров продаж, закупок – важно указывать рынок, продукт.

  • Занимаемая должность

  • Функции должности по существу (обязательно кратко, а не шаблон должностной инструкции!)

  • Достижения, если есть какие-то особые достижения, которые принципиально важны для хорошего исполнения функций на искомой должности.

Поскольку опыт работы – это самая емкая и длинная часть резюме, для удобства анализа резюме рекрутером, принято создавать специальный раздел «Ключевые компетенции», «Summary» для того, чтобы сэкономить рекрутеру время на чтение всего опыта работы. В этом разделе перечисляются основные навыки и компетенции, которыми владеет кандидат, и которые необходимы для успешного выполнения функций на предполагаемом рабочем месте. Если этот раздел заинтересовал рекрутера, он потратит время на более длительный анализ всего резюме.

Не корректно в этом разделе указывать 2-3 абзаца самооценки своих личностных качеств, которые выглядят как хвалебные оды самому себе. Ваша самооценка мало интересует работодателя. Он сам будет оценивать вас.

В этом разделе, как правило, указывают реальные факты о навыках и компетенциях. Программисты, обычно в этом разделе перечисляют, какими языками программирования они владеют, с какими базами данных и операционными системами они работали.

Не указывайте те навыки, которых у вас нет. На собеседовании вас могут попросить продемонстрировать их, задать очень конкретные вопросы, и уверения, что вы просто слышали об этом или учитесь этому прямо сейчас будут выглядеть смешно. Достоверность информации всего вашего резюме будет поставлена под сомнение из-за маленького приукрашательства.

В разделе «Другая информация» принято указывать как человек проводит свободное время, состав семьи, хобби и др. Это не обязательный раздел резюме. Он дает рекрутеру информацию об общей социальной адаптации человека. Если резюме получилось большим, лучше не указывать этот раздел вообще.

  1. Легкость восприятия резюме рекрутером

Резюме составляются для того, чтобы их читали и анализировали рекрутеры. Поэтому, они должны облегчать им задачу понимания ваших преимуществ, а не осложнять им работу.

Резюме должно иметь логичную структуру, которую при публикации в интернете, как правило, задают шаблоны резюме job-сайтов.

Главное правило, которое призвано облегчить восприятие информации рекрутеру:

  • в резюме должна содержаться только та информация, которая способствует достижению цели соискателя, которая необходима для подтверждения того, что соискатель способен лучшим образом выполнять функции искомой должности. Ничего лишнего!
  1. Поисковые свойства резюме

Резюме, опубликованное в интернете, должно еще и обладать хорошими поисковыми свойствами, т.е. легко находиться при составлении работодателем поисковых запросов.

Для повышения поисковых свойств:

  • Резюме должно быть правильно быть позиционировано в безе job-сайта по предлагаемым рубрикаторам и справочникам. Если соискатель выберет неверно рубрикаторы или отметит их слишком много, он только запутает работодателей. Это значительно снизит поисковые свойства резюме.

  • Резюме должно содержать те ключевые слова, которые обычно работодатели используют для поиска соответствующих специалистов. Например, вы знаете, что название должности специалиста, который занимается продажей недвижимости, может называться по-разному: риелтор, риэлтор, агент по недвижимости, менеджер по продажам недвижимости, специалист по недвижимости. Чтобы повысить поисковые свойства резюме, нужно указать в резюме все варианты названия должности.

Практикум: Проведите аудит вашего резюме

Содержит ли название вашего резюме все варианты названия должности? В резюме указана одна профессиональная цель - предполагаемая должность? Каждой профессиональной цели должно соответствовать отдельное резюме. Правильно ли вы выбрали рубрикаторы и справочники при позиционировании резюме в базе job-сайта? Адекватна ли ваша профессиональная цель – искомая должность и уровень оплаты труда, вашему образованию и опыту работы?

Источник: работа в России: Пройти собеседование успешно и легко

Корректно ли указаны персональные данные, актуальна ли контактная информация, правильно ли указан телефон Указано ли в вашем резюме основное и дополнительное образование При описании опыта работы, указали ли вы вашем резюме все рабочие места, на которых вы сформировали навыки, важные для хорошего выполнения функций на искомой должности? При описании опыта работы, указали ли вы название и род деятельности компании, название должности и выполняемые функции? Что в вашем резюме облегчает его восприятие рекрутеру? Что затрудняет в вашем резюме восприятие той информации, которая «работает» на вашу цель?