Женщины в мире бизнеса всегда привлекают внимание. Многие говорят о пресловутом "стеклянном" потолке... Но, оказывается, в России женщина в бизнесе чувствует себя куда комфортней, чем на Западе.
Об этом корреспонденту "Бизнес-Стиля" рассказала Елена Шилина, Старший Вице-Президент по развитию ИпоТек Банка. Получив блестящее образование в США и проработав в крупнейших инвестиционных банках Нью-Йорка и Лондона, она все же вернулась в Россию...
Бизнес-Стиль: Вы прожили 10 лет в США. Наложило ли это отпечаток на Ваш стиль, на манеру одеваться, общаться?
Елена Шилина: Кратко расскажу, как я уехала. Так дети прыгают зимой с крыши в сугроб и не знают, что там внутри. Вот примерно так я оказалась в Штатах. Я никогда не была в этой стране. Родители со мной туда не ехали. Не было денег на образование. Я пошла в Москве в библиотеку, выбрала там на презентации по картинкам университет, сдала какие-то экзамены. Потом пришло приглашение с предложением стипендии. И я, ни секунды не задумываясь, взяла билет на самолет и уехала. Оказалась совершенно не подготовлена к тому, что это будет закрытый эксклюзивный женский колледж, где учатся девочки из богатых консервативных семей.
Я там была единственной ученицей из России. Мне тогда было 16 лет. Денег нет. И все эти 200 человек смотрят на тебя как на представителя твоей страны. Они накладывают на твой образ все, что они знают о России. Но самое страшное было то, что они по моему поведению получали представление о русских в целом. Этот опыт не был положительным. Такого я своим детям не пожелаю. Но пребывание в США меня сильно изменило. Во-первых, я научилась сильно гордиться тем, что я родом из России. Удалось вырастить в себе стержень. Я люблю здесь жить, мне нравится Москва. Во-вторых, теперь я очень внимательно отношусь к своему стилю. После того, как я 4 года училась в закрытом колледже, а потом работала в жесткой американской корпоративной среде, пришло понимание того, что в стиле важна каждая деталь.
Б.-С.: Это помогает в российских реалиях? Здесь работать комфортней?
Е.Ш.: Я успела поработать и в Нью-Йорке, и в Лондоне. Причем в инвестиционных банках - в самой, пожалуй, консервативной среде. В России же по сравнению с тем климатом я чувствую себя очень свободно. У меня есть четкое осознание: я женщина. Когда прихожу на работу, я женщиной остаюсь, а не сдаю свою гендерную принадлежность в гардероб. Это налагает отпечаток на все: на то, как я принимаю бизнес-решения, на то, как я себя веду на деловых встречах.
А в бизнес-среде Нью-Йорка и Лондона считается, что женщина обладает меньшим правом на успех. Поэтому если ты деловая женщина, то женщиной ты быть уже не можешь. При этом и мужчины там загнаны в какой-то угол. Они боятся, не знают, как на работе вести себя с представительницами слабого пола. Не дай бог открыть дверь и пропустить женщину вперед! Это могут воспринять как оскорбление. К тому же там считается, что женщина на работе должна носить длинные юбки и брючные костюмы. Почему, если у тебя красивые ноги, ты не можешь надеть короткую юбку? Это ухудшает твои деловые качества?
В Лондоне у меня была вообще абсурдная история. Представьте себе Trading Floor - огромное помещение без перегородок площадью тысячи две квадратных метров. Я иду там, и у меня каблук застревает между двумя полотнами ковролина. Я в юбке и не собираюсь посреди сотен трейдеров нагибаться и в нелепой позе доставать свой каблук. Мимо проходит мужчина. Я ему объясняю ситуацию. Он на меня смотрит как на марсианку. После второй просьбы он наклоняется и помогает мне. На следующий день меня вызывают в Office of Development и говорят, что мое поведение было абсолютно неприемлемым. Во-первых, посреди Trading Floor какой-то мужчина держал меня за лодыжку. А во-вторых, этим мужчиной оказался топ-менеджер очень высокого ранга. Эта история вызвала массу недовольства. Вот яркий пример. Поэтому мне гораздо комфортней работать в России.
К тому же часто спрашивают, как женщинам быть топ-менеджерами... А как женщинам быть секретаршами, а кухарками как? А мужчинам как? Всем по-разному! Мужчины, которые часто задают такие вопросы сами в глубине души не уважают женщин...
Б.-С.: А каковы нравы в московской банковской среде?
Е.Ш.: Банковская сфера здесь мужская, как, впрочем, и везде. Но в Москве и женщин много в банках работает, в том числе в топ-менеджменте. Однако зачастую это женщины «старой закалки», немолодые, не особо стильные. Поэтому если ты отличаешься, тебя запоминают абсолютно все. В такой среде женская красота и неконсервативный стиль только помогают. Вообще сфера финансовых услуг с точки зрения стиля, с точки зрения межличностных коммуникаций достаточно формальная и безликая.
Б.-С.: Для Вас в стиле важна каждая деталь. Какие марки одежды и ювелирных украшений Вы предпочитаете?
Е.Ш.: Могу с уверенностью сказать: я - Dolce&Gabana girl. Это однозначно моя любимая марка, она соответствует тому, что бы я хотела думать про себя. Одежда D&G яркая, женственная и... борзая. А из ювелирных изделий мне нравится Carrera y Carrera. Эти украшения интересны, затейливы. Приведу пример. Я недавно выбирала себе серьги. Зашла в магазин одного из отечественных производителей. Прекрасные размеры, прекрасные огранки. Но неинтересно, камень и камень. У Carrera y Carrera всегда есть какая-то изюминка. Видно страсть художника. Серьги в виде леопардов или подвеска в виде хвоста павлина... Ты это носишь и чувствуешь страсть у себя внутри.
Ну а вообще стиль - не просто носить что-то. Это философия. Я, например, вижу много девочек в разных местах - от Галереи до RАЯ - у которых на попе наклепано D&G. К марке это не имеет никакого отношения. И дело не в том, что джинсы - подделка, а в том, что философия Dolce&Gabana не соответствует тому, что у этих девочек внутри. Они могут одеть все что угодно, но стильными не будут. Стиль - это ваше целостное восприятие жизни, поведение. Не надо приносить вреда ни себе, ни другим. Вот это стильно.
Б.-С.: Вы назвали «Рай», «Галерею»... В каких заведениях Москвы вам бывать приятно?
Е.Ш.: Я считаю, что в Москве есть большая проблема: практически нет хороших lounge-баров. Приглушенный свет, музыка спокойная, мягкие диваны... Еще у нас в клубах очень плохо работает фейс-контроль. Дягилев, Мост... Везде те же люди, которых узнаешь по заклепкам на попе. В связи с отсутствием грамотного фейс-контроля возникает масса других проблем: на тебя абсолютно спокойно льют напитки... Пока, если есть в Москве интересные места, то это - дорогие рестораны. Например, мой любимый ресторан - Чиполлино. Туда я прихожу как домой.
Б.-С.: Какую кухню вы предпочитаете?
Е.Ш.: Самую разную! Азиатские блюда - это страсть. Тайская, вьетнамская кухня... Очень люблю суши - но не в Москве: здесь пока нет хороших мест этой направленности. Из европейской предпочитаю итальянскую кухню...
Б.-С.: Вернемся к рабочей среде. У вас яркий во всех отношениях офис. Это именно то окружение, в котором вам приятно работать?
Е.Ш.: Рабочая среда должна соответствовать тому, что вы делаете. Если вы, например, - супер творческая интернет-компания, вы не можете сидеть в офисе, где много отдельных кабинетов и узкие коридоры... Если вы - банк, то можете себе это позволить.
Б.-С.: Но почему же в вашем офисе нет ни узких коридоров, ни маленьких кабинетов, а основной цвет.... ярко малиновый?
Е.Ш.: А мы делаем уникальный банк. Я уже говорила, что банковская среда традиционно сильно формализована. Мы же пытаемся сделать банковские услуги VIP-класса более человечными, более комфортными. Есть определенная прослойка людей, которые хотят, чтобы каждый аспект их жизни соответствовал высокому уровню. Сейчас они могут выбрать себе такие магазины, сделать красивый дизайнерский ремонт своей квартиры. А в общении с банками они вынуждены при оформлении, допустим, больших ипотечных кредитов ожидать в одном офисе с теми, кто пришел вносить проценты по кредиту за чайник или кофеварку. У нас в банке предоставляются только ипотечные услуги. К тому же мы руководствуемся принципом: если ты уважаешь своего клиента, ты не можешь не уважать своего сотрудника. Поэтому у нас очень красивая и качественная мебель, эргономичная среда... Я считаю недопустимым, когда сотрудник работает в «свинарнике», а потом звонит клиенту и изображает из себя прогрессивного представителя банка для клиентов класса «средний+».
Мы же помогаем принять людям самое «интимное» банковское решение. У банка в залоге остается дом, место, где человек живет. Поэтому принятие такого решения нужно сделать максимально комфортным. Все процессы должны быть выстроены таким образом, чтобы удобно было клиенту, а не банку. В деле управления личными финансами наших клиентов мы хотим поддерживать стиль.