ТЕХНОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ, ОТНОСИМЫХ К КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ, И ФАКТОРЫ РИСКА
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Под информацией, составляющей коммерческую тайну, в соответствии с указанным Законом понимается научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны. В ст. 5 вышеприведенного Закона указываются сведения, которые не могут составить коммерческую тайну (всего 11 позиций). Для определения сведений, относимых к коммерческой тайне, руководителю организации вначале необходимо создать группу экспертов, которые должны изучить законодательство Российской Федерации о коммерческой тайне. Такими нормативными документами могут быть:
- Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне";
- Гражданский кодекс РФ (ст. ст. 139, 771, 772);
- Конституция РФ 1993 г. (ст. 34);
- Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера";
- Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ст. 32);
- Постановление Правительства РСФСР от 05.12.1991 N 35 "О передаче сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" (с изм. и доп. от 03.10.2002). Следующий шаг - группа экспертов должна выделить из массива информации те сведения, которые следует отнести к коммерческой тайне. Эксперты должны руководствоваться в выборе информации следующим:
- информация должна быть коммерчески выгодной для организации или выгодной для конкурента;
- информация не должна быть общеизвестной или общедоступной на законных основаниях;
- сведения не должны являться государственными секретами;
- информация должна быть зафиксирована в письменной или иной материальной форме или находиться в исключительном ведении организации;
- информация должна быть специально обозначена ("грифована"), и должны быть обеспечены меры по сохранению конфиденциальности;
- сведения не должны напрямую касаться деятельности предприятия, способной нанести ущерб обществу, жизни и здоровью людей (нарушение законов, загрязнение окружающей среды и т.д.), а также использоваться в целях недобросовестной конкуренции, уклонения от налогообложения, осуществления запрещенной или не закрепленной в уставе организации деятельности. Структура технологии определения сведений, относимых к коммерческой тайне, представлена на рис. 1.
Структура технологии определения сведений, относимых к коммерческой тайне
┌─────────────────────────────┐
│Формирование группы экспертов│
└──────────────┬──────────────┘
\│/
┌────────────────────────┴────────────────────────┐
│Изучение законодательства РФ о коммерческой тайне│
└────────────────────────┬────────────────────────┘
\│/
┌──────────────────────────┴──────────────────────────┐
┌─────────────┤ Экспертный выбор массива информации ├─────────────┐
│ └───────┬──────────────────┬──────────────────┬───────┘ │
\│/ \│/ \│/ \│/ \│/
┌─────────┴────────┐ ┌─────────┴────────┐ ┌──────┴─────┐ ┌─────────┴────────┐ ┌─────────┴────────┐ │В административной│ │В производственной│ │ В сфере │ │ В сфере торговых │ │В банковской сфере│ │ сфере │ │ сфере │ │коммерческой│ │ отношений │ │ │ │ │ │ │ │ стратегии │ │ │ │ │ └─────────┬────────┘ └─────────┬────────┘ └──────┬─────┘ └─────────┬────────┘ └─────────┬────────┘ \│/ └────────┬─────────┼────────┬─────────┘ \│/ ┌─────────┴────────┐ │ │ │ ┌─────────┴────────┐ │ Ограничения │ │ │ │ │ Ограничения │ │ по доступу к │ │ │ │ │ по доступу к │ │ документам │ │ │ │ │ документам │ └──┬───────────────┘ │ │ │ └───────────────┬──┘ │ ┌───────────────────────┘ │ └───────────────────────┐ │ │ \│/ \│/ \│/ │ │ ┌──────────┴──────────┐ ┌─────────┴────────┐ ┌──────────┴──────────┐ │ │ │ Выделение видов │ │ Сравнение уровня │ │ Определение │ │ │ │ деятельности, │ │ прибыли с другими│ │ вероятностной │ │ │ │ приносящих прибыль │ │ организациями │ │ прибыли │ │ │ └──────────┬──────────┘ └─────────┬────────┘ └──────────┬──────────┘ │ │ \│/ \│/ \│/ │ │ ┌──────────┴──────────┐ ┌───────────┴──────────┐ ┌──────────┴──────────┐ │ │ │ Устраивает на │ │ Прибыли выше, чем у │ │ Устраивает │ │ │ │ текущий период │ │ конкурентов │ │ в перспективе │ │ │ └──────────┬──────────┘ └───────────┬──────────┘ └──────────┬──────────┘ │ │ └──────────────────────────┐ │ ┌─────────────────────────┘ │ │ \│/ \│/ \│/ │ │ ┌──────────────┴──────┴──────┴──────────────┐ │ └────────────────────────>│ Наличие признаков коммерческой тайны │<───────────────────────┘ └─────────────────────┬─────────────────────┘ \│/ ┌─────────────────────┴─────────────────────┐ │ Создание перечня сведений, составляющих │ │ коммерческую тайну организации │ └───────────────────────────────────────────┘
Рис. 1
При отнесении сведений к коммерческой тайне следует предусматривать факторы риска, которые могут быть обусловлены рядом обстоятельств: отсутствие полной или исключительной информации при ее выборе, противоборствующие действиям партнеров и конкурентов, элементы случайности событий. Поэтому очень важным обстоятельством при составлении перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, будет являться учет возникновения и последующего влияния источников рисковых ситуаций, которые представлены на рис. 2.
Источники рисков
┌───────────────────────┐
│ Факторы риска │
└───────────┬───────────┘
\│/
┌───────────────────────┴──────────────────────┐
\│/ \│/
┌─────────────┴─────────────┐ ┌─────────────┴────────────┐ │ Внешние │ │ Внутренние │ └──┬────────────────────────┘ └───────────────────────┬──┘ │ ┌─────────────┐ ┌────────────────┐ │ ├──────>│ финансово- │ │ управленческие │<──────┤ │ │экономические│ └────────────────┘ │ │ └─────────────┘ ┌────────────────┐ │ │ ┌─────────────┐ │производственные│<──────┤ ├──────>│ научно- │ └────────────────┘ │ │ │ технические │ ┌────────────────┐ │ │ └─────────────┘ │ кадровые │<──────┘ │ ┌─────────────┐ └────────────────┘ ├──────>│ политические│ │ └─────────────┘ │ ┌─────────────┐ ├──────>│ техногенные │ │ └─────────────┘ │ ┌─────────────┐ ├──────>│ криминал │ │ └─────────────┘ │ ┌─────────────┐ └──────>│ конкуренты │ └─────────────┘
Рис. 2
Организация целенаправленного маркетинга, доступа к достоверной информации, система защиты коммерческой тайны, использование методов анализа и управления рисками - важные составляющие по поддержанию должного финансово-экономического уровня фирмы.